Новости образования

Перечень типовых вопросов и ответов (2015 год)
Вопрос Ответ
1 На каком основании и в какие сроки осуществляется зачисление в дошкольные образовательные организации? В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). При этом в Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Статьей 67 Закона об образовании установлено, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Закона об образовании.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию в соответствии с Законом об образовании может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно пункту 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 года № 293, прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
2 Каковы условия осуществления инновационной деятельности в сфере образования в Российской Федерации? В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) инновационная деятельность в сфере образования ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 20 Закона об образовании).
3 С какого возраста начинается и в каком завершается дошкольное образование? В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
В соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России 30 августа 2013 г. № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038) образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Согласно части 1 статьи 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Одним из оснований отчисления обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, является получение образования (завершение обучения).
4 Какие лица имеют право на занятие педагогической деятельностью? Согласно части 1 статьи 46 Закона об образовании, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утверждённому приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Приказ о ЕКС), лицо, претендующее на должность воспитателя (включая старшего), должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем, поскольку Приказ о ЕКС вступил в силу только 31 октября 2010 г., к работникам образования, принятым на соответствующие должности до даты его вступления в силу, не могут предъявляться требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, так как данный нормативный акт обратной силы не имеет.
Одновременно сообщаем, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников является компетенцией образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
5 Для каких категорий граждан предусмотрена компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях? В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона).
Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона порядок обращения за получением компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования, за дошкольными образовательными организациями закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 65, пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании). При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Закона об образовании).
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Законом об образовании.
Не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов
на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Закона об образовании).
Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Закона об образовании).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных
и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (часть 5 статьи 65 Закона об образовании).
Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных
и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 3 статьи 65 Закона об образовании).
Вместе с тем согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
№ 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, оно осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
6 Чем регламентируются взаимоотношения между родителями (законными представителями) ребенка и дошкольной образовательной организацией, где он получает дошкольное образование? В соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России 30 августа 2013 г. № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038) образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Согласно статье 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, а в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
Договором между родителями (законными представителями) ребенка и дошкольной образовательной организацией, подписанным в двухстороннем порядке по взаимному согласию сторон, регулируются взаимоотношения между образовательной организацией и родителями, взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также длительность пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации.
7 Имеют ли право родители (законные представители) получить денежную компенсацию в случае, если их дети не получили место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях? Депутатами Государственной Думы Российской Федерации разрабатывался проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация. На сегодняшний день проект снят с рассмотрения, указанные изменения в силу не вступили.
Таким образом, на федеральном уровне выплата компенсации родителям детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе для неполных семей, воспитывающих детей дошкольного возраста (например, компенсацию за дошкольное образование ребенка в условиях семейного воспитания при невозможности предоставить ему место в дошкольной образовательной организации, выплату социальных пособий родителям детей с полутора до трех лет и др.).
Дополнительно информируем, что принятие нормативных правовых актов о порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится к полномочиям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
8 Каковы основные квалификационные требования, предъявляемые при зачислении на работу педагога-психолога? В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к квалификации «Педагог-психолог» предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н «О внесении изменения в приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт), указанный Профессиональный стандарт применяется с 1 января 2017 года.
Одновременно сообщаем, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников является компетенцией образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
9 Как рассчитывается допустимое количество детей в группах дошкольных образовательных организаций? Согласно пункту 1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2003 г. № 26 (далее – Санитарные правила), количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до трех лет) не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от трех до семи лет) - не менее 2 кв. м на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Вместе с тем пункт 1.9 Санитарных правил признан недействующим в части, определяющей установленные в этом пункте нормативы исходя из площади (групповой) игровой комнаты на одного ребенка, фактически находящегося в группе (решение Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281).
Контроль за выполнением Санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей – Роспотребнадзором.
Перечень типовых вопросов и ответов (2014 год)
Вопрос Ответ
1 С какого возраста возможно обучение детей в дошкольных образовательных организациях, в том числе в группах раннего развития? В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пп.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии с п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России 30 августа № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038), образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В настоящее время на федеральном уровне не установлены законодательные нормы об отмене или сокращении групп для детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях.
Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации направлено письмо с указанием на необходимость сохранения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет (письмо от 5 ноября 2013 г. № 08-1619).
Одновременно сообщаем, что выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Вопросы, связанные с такими выплатами, находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
2 Каким образом проходят утверждение образовательные программы дошкольного образования? Компетентна ли сама образовательная организация в выборе и разработке программ, которые будет реализовывать? Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Также образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Федеральный закон).
Содержание образования в организациях, реализующих программы дошкольного и общего образования, определяется основными образовательными программами общеобразовательной организации, разрабатываемыми образовательной организацией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учётом примерных образовательных программ (статьи 12, 28 Федерального закона).
Таким образом, разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации в силу ее автономии осуществляется самостоятельно.
В соответствии пунктом 6 статьи 2 Федерального закона разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). Настоящий приказ вступил в силу 1 января 2014 года.
Согласно п. 2.2. ФГОС ДО структурные подразделения в одной организации могут реализовывать разные образовательные программы дошкольного образования.
При этом организация (или группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какие-либо примерные программы. Употребленный в данной статье, а также в Федеральном законе термин «с учетом» означает предоставление организации права и возможности ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке образовательной программы (программ) дошкольного образования.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной (часть 10 статьи 12 Федерального закона).
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 12 статьи 12 Федерального закона).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (часть 2 статьи 64 Федерального закона).
В настоящее время проекты примерных образовательных программ дошкольного образования размещены на сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» www.firo.ru для общественного обсуждения.
3 Предусмотрены ли выплаты компенсации родителям за то, что ребенку не может быть предоставлено место в детском саду? Депутатами Государственной Думы разрабатывался проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»», согласно которому в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере пяти тысяч рублей ежемесячно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако поскольку инициаторы законопроекта не смогли убедительно обосновать финансовое обеспечение его реализации, законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой. Указанные изменения в силу не вступили.
В настоящее время на федеральном уровне не установлены законодательные нормы выплаты родителям компенсации за то, что ребенку не может быть предоставлено место в детском саду.
Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации, согласно действующему законодательству, есть право на установление мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе ввести за счет бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (например, компенсацию за дошкольное образование ребенка в условиях семейного воспитания при невозможности предоставить ему место в детском саду, выплату социальных пособий родителям детей с полутора до трех лет и др.).
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Оно осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
За разъяснениями о наличии указанных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории конкретного субъекта Российской Федерации рекомендуем Вам обратиться в органы управления образованием соответствующего субъекта.
4 Необходимо ли заключение договора об образовании между родителями и дошкольной образовательной организацией? До какого возраста возможно обучение по программам дошкольного образования? Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Одним из оснований отчисления обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, является получение образования (завершение обучения).
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть 1 статьи 67 Федерального закона).
Кроме того, статьей 53 Федерального закона закреплено, что основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, а в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании между родителем (законным представителем) и дошкольной образовательной организацией.
Пунктом 1.4 примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования (далее – Договор об образовании), утвержденной приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2014 г., регистрационный № 31757), установлено наличие в Договоре об образовании графы, содержащей информацию о сроке освоения образовательной программы (продолжительности обучения) на момент подписания настоящего Договора.
Договор может быть продлен по согласованию сторон. В этой связи вопрос продления получения дошкольного образования Вашим ребенком целесообразно решать с администрацией и учредителем детского сада.
5 Возможно ли получение вынужденными переселенцами дошкольного образования на территории Российской Федерации? Предусмотрено ли первоочередное право на зачисление? В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на общедоступное дошкольное образование принадлежит каждому независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости и других обстоятельств (статья 43 Конституции Российской Федерации, части 1 – 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон)).
Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе (часть 2 статьи 78 Закона).
Таким образом, все дети, имеющие статус беженца или вынужденного переселенца, а также временно находящиеся на территории России, смогут получить образование соответствующего уровня в образовательных организациях Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 67 Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2014 г., регистрационный № 32220).
Приём в организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – образовательная организация), детей иностранных граждан (в том числе детей лиц, признанных беженцами или являющихся лицами без гражданства), осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).
Родителями (законными представителями) ребёнка в заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребёнка;
б) дата и место рождения ребёнка;
в) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребёнка;
г) адрес фактического проживания ребёнка, его родителей (законных представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребёнка.
В исключительных случаях (если ребёнок прибыл в сопровождении родственника или иного лица, не имеющего законного права представлять интересы конкретного ребёнка, либо без сопровождения) рекомендуется поставить на учет для предоставления места в образовательных организациях на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованного в обеспечении права ребёнка на получение дошкольного образования.
Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня.
Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации на федеральном уровне установлено для детей сотрудников полиции (пункт 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), детей работников прокуратуры (пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»), детей судей (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»), детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), детей сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Первоочередное право на получение путевки в дошкольные образовательные организации для детей, имеющих статус беженцев или вынужденных переселенцев, в федеральном законодательстве не закреплено.
Одновременно сообщаем, что в Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пп.11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
6 Возможно ли зачисление ребенка в дошкольную образовательную организацию, если ребенок или его родители (законные представители) не имеют постоянной регистрации по месту расположения указанной дошкольной образовательной организации? В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пп.11 п.1 ст.15 Федерального Закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В нормативных правовых актах федерального уровня не установлено ограничений на прием детей в дошкольные образовательные организации по причине отсутствия у ребенка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной дошкольной образовательной организации.
Если Вы считаете, что право Вашего ребенка на общедоступное дошкольное образование нарушается, Вы можете отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства.
7 Какие категории граждан имеют первоочередное право на прием детей в дошкольные образовательные организации? Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня.
В виду особых условий труда первоочередное и внеочередное право при приеме детей в ДОО на федеральном уровне установлено для детей сотрудников полиции (пункт 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), детей работников прокуратуры (пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»), детей судей (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»), детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), детей сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Первоочередное или внеочередное право на получение путевки в ДОО для детей из семей, в которых воспитываются также дети-инвалиды, в федеральном законодательстве не закреплено.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан (например, компенсацию за дошкольное образование ребенка в условиях семейного воспитания при невозможности предоставить ему место в ДОО, выплату социальных пособий родителям детей-инвалидов и т.д.).
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления; оно осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, если право ребенка на общедоступное дошкольное образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, граждане имеют право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
8 Что включает в себя родительская плата и кто устанавливает ее размер? В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)).
Наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования, за дошкольными образовательными организациями закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 65, пункт 2 части 6 статьи 28 Закона). При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.
Не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Федерального закона).
Таким образом, родительская плата должна включать в себя только расходы, связанные с осуществлением присмотра и ухода за детьми.
Кроме того, при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Федерального закона).
За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № Пр-539, поручением рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации (протокол от 24 июля 2013 г. № 20), Минобрнауки России, начиная с сентября 2013 г., проводит ежемесячный сбор информации о размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных (муниципальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Также Министерством образования и науки Российской Федерации направлено руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмо от 31 июля 2014 г. № 08-1002 с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (далее – Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат методику расчета по определению нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях, подходы к разработке порядка финансового обеспечения услуг по присмотру и уходу за детьми.
9 Какие существуют нормативы по количеству детей в группах дошкольной образовательной организации? Согласно пункту 1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2003 г. № 26 (далее – Санитарные правила), количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для групп раннего возраста (до трех лет) не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка, и для дошкольного возраста (от трех до семи лет) – не менее 2 кв. м на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Рекомендуемая площадь спальни в дошкольной образовательной организации должна быть не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах (таблица 1 приложения 1 Санитарных правил).
Контроль за выполнением Санитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей – Роспотребнадзором.
10 Какие услуги в детском саду являются платными? Кто устанавливает их перечень и размер платы? В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане нашей страны имеют право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляются бесплатно.
Статьей 53 Закона закреплено, что основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, а в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
В указанный договор может быть включен расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в дошкольной образовательной организации. Данным договором регулируются взаимоотношения между образовательной организацией и родителями, взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации.
Плата может взиматься также за дополнительные платные образовательные услуги, которые оказываются ребенку в государственных и муниципальных образовательных организациях в соответствии с приложением об оказании платных образовательных услуг к указанному договору об образовании.
Оказание родителями любой спонсорской помощи детскому саду – финансовой или материальной – является сугубо добровольным. При этом дополнительные средства перечисляются родителями на счет образовательной организации. Если нарушается принцип добровольности и происходит принудительный сбор денежных средств, то это свидетельствует о неправомерности действий руководителя образовательной организации.
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 22-06-648 «Об усилении контроля за выполнением законодательства об образовании Российской Федерации в образовательных учреждениях» в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, были направлены рекомендации об усилении контроля за выполнением законодательства об образовании Российской Федерации в образовательных организациях.
11 В чьих полномочиях учет детей, подлежащих обучению по программам дошкольного образования? В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, также осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из этого, по вопросу предоставления ребенку места в дошкольной образовательной организации рекомендуется обращаться в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого находится интересующий детский сад.
12 В чьей компетенции находится определение должностного состава, количества работников, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций дошкольного образования? В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.
1 января 2014 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), который в числе прочего определяет требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также к условиям ее реализации.
Согласно пункту 3.4.1. ФГОС дошкольного образования, должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Кроме того, Министерством образования и науки Российской Федерации было направлено руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмо от 31 июля 2014 г. № 08-1002 с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (далее – Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат методику расчета по определению нормативов затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, исходя из ряда показателей, в том числе: количества воспитанников в группе, длительности пребывания детей в группе в течение дня, нагрузки воспитателя и помощника воспитателя (количество часов в неделю) и других критериев.
Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона, государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
13 Как формируется очередь в дошкольные образовательные организации? Возможен ли перевод из очереди одной организации в другую? Пунктом 1.6 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, которые также являются учредителями дошкольных образовательных организации (далее – ДОО).
Каждый учредитель имеет отдельную очередь и свой порядок учета.
Таким образом, перевод в ДОО с учетом очередности на территории разных субъектов Российской Федерации или разных муниципалитетов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть осуществлен при условии, что такая возможность предусмотрена учредителями образовательных организаций в порядке учета детей.
14 Какие квалификационные требования предъявляются к работникам на должности «воспитатель»? В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – ЕКС) к квалификации «воспитатель (включая старшего)» предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем, пункт 9 ЕКС в порядке исключения позволяет назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров отнесено к компетенции образовательной организации.